?

Log in

No account? Create an account
sherg_aigr
Казиник на радио «Серебряный дождь» в передаче «Тайные знаки культуры» (продолжение 5)  
31st-Mar-2012 02:10 pm
О чем говорилось в программах М.Казиника "Тайные знаки культуры" на радио "Серебряный дождь"

Начало (первая программа вышла 15.02.2009) и последующие записи на эту тему

передачи за период от 15.02.2009 до 9.08.2009 ;

передачи за период от 6.09.2009 до 20.12.2009 ;

передачи за период от 27.12.2009 до 21.03.2010;

передачи за период от 28.03.2010 до 20.06.2010;

передачи за период от 11.07.2010 до 26.12.2010

Продолжение таблиц. 2011 год

> > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > > >
16.01.2011 - К.Э.Циолковский и его высказывание о музыке, как о сильном оружии.
- О рассказе Л.Н.Толстого "Крейцерова соната". Почему такое название у рассказа. Почему он не прошел цензуру в России, в США.
О французском скрипаче Рудольфе Крейцере. О Бетховене и Крейцере.
Почему Крейцер не играл эту сонату. Об отношении Толстого к музыке.
23.01.2011 - Ответы на вопросы по предыдущей программе от 16.01.11. В чем тайна «Крейцеровой сонаты», почему Позднышев убил свою жену.
- Макс Брух (1838-1920). Концерт для скрипки с оркестром соль-минор (исп. Д.Ойстрах).
- Сюжет с участием Бориса Казиника. О шведском композиторе эпохи барокко Иоганне Хельмише Романе (Johan Helmich Roman, 1694-1758).
30.01.11 - О Сергее Ивановиче Танееве. 49-й псалом. Славянофил Алексей Степанович Хомяков написал отклик на него
«По прочтении псалма». Танеев сочинил одноименную кантату (прозвучало несколько частей).
6.02.11 - Урок об уровнях восприятия поэзии. Стихотворение Пушкина «О рифме».
Обратил внимание на детали стиха, на рифмы, на их варианты и движение. Пушкинская фантазия, что было бы, если рифмы существовали в античные времена.
- Урок об уровнях восприятия музыки. 5-я фортепианная соната Бетховена. Различные образы, сначала ударные, резкие, контрастные.
Затем, в связующей, - мягкие и певучие, а в побочной партии – веселые и, в окончании, вновь ударные.
Анализ разработки. Рифма и гармония в сонате.
13.02.11 - О сонате Бетховена в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Запись Э.Гилельса.
20.02.11 - Программа, посвященная Николо Паганини. Высказывания о Паганини венской театральной газеты, Россини. Влияние Паганини на музыкальную культуру,
роль его личности на зарождение романтизма.
- Паганини, 1-й скрипичный концерт (исп. Л.Коган), часть 1.
- что такое «каденция»
27.02.11 - продолжение разговора о Паганини.
- Паганини, 1-й скрипичный концерт (исп. Л.Коган), части 2, 3.
- Паганини, 1-й каприз, 13-й каприз, шутка с 5-ю звуками (исп. Перельман)
6.03.11 - об образовании.
- продолжение разговора о Паганини.
- Паганини, «Венецианский карнавал» (исп. Сальваторе Аккарто)
- что такое Генуя-конкурс Паганини.
13.03.11 - о молекуле ДНК из которой построено все живое, пространстве и душе. Открытия науки и искусства.
- Томазо Виталли (1663 – 1745), «Чакона». Что такое «чакона», предположения относительно ее авторства. Тайное знание, сокрытое в «Чаконе».
- Джузеппе Тортинни, барочная соната «Покинутая Дедона», о современности ее звучания.
20.03.11 - Бах («Партита») в джазовом исполнении пианиста Поля Розенбаума и бас-гитариста Макса Виндинга.
- истории из жизни Бахе и его женах. Менуэты из тетради Анны-Магдалены Бах.
- хорал из 147 кантаты.
27.03.11 - О русском композиторе Василии Сергеевиче Калинникове. (1866 -1900).
- Симфония № 1.
3.04.11 - О Международной школе Казиника, прошедшей в Италии.
- Вивальди, концерт
- Разговор с Марком Дробинским, известном виолончелисте. (О виолончельных дел мастерах – Карло Антонио Тесторе и Монтениани. О Растроповиче.
О сотрудничестве с пианисткой Мартой Аргерич. О знакомстве с Шостаковичем)
- Дариус Мийо, 1-й виолончельный концерт (исп. М.Дробинский)
- Дворжак, концерт для виолончели с оркестром (исп. М.Дробинский)
- Шостакович, фрагмент концерта для виолончели с оркестром (исп. М.Дробинский)
10.04.11 - Впечатление от концертов в Москве. Эпизод из армейской жизни.
- как Гоголь читал «Мертвые души» друзьям
- О Пьетро Локателли, итальянском композиторе эпохи барокко. Кончерто гроссо № 1.
- почему во времена барокко «коэффициент шедевровости» у композиторов был выше?
- стихотворение 15-летней Риты Сметаниной и каким он, Казиник, хочет видеть мир.
- Пьетро Локателли, соната «Гробница» (исп. Л.Коган)
- ответ на вопрос как учителю устроиться работать в школу будущего.
17.04.11 - Программа о Ф.И.Шаляпине. Участвует корреспондент ИТАР-ТАСС Н.И.Горбунов, автор книг о музыке.
- О русской школе пения.
- Масне, «Элегия».
- о Марти Талвела – финском Шаляпине
- Римский-Корсаков, опера «Садко», «Песня варяжского гостя», исп. Марти Талвела.
- Мусоргский «Борис Годунов» (эпизод) исп. Марти Талвела.
24.04.11 - Пасха как составная часть культуры
- Григорианский хорал.
- пасхальное стихотворение Пушкина «О птичке», Пастернак «На страстной»
- первоначальный вариант полонеза Огинского. О Огинском.
- Огинский, полонез, мазурка.
15.05.11 - о классической музыке 20 века. Почему она часто столь жестока и не гармонична.
- о музыке Леры Ауэрбах. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (2 часть), прелюдии для фортепиано из цикла «24 прелюдии»
22.05.11 - уровни восприятия искусства. Как найти коды восприятия?
- О пространственном общении с произведением искусства. На примере романа «Евгений Онегин» и
на примере 40-й (соль-минор) симфонии Моцарта.
29.05.11 - О влиянии музыки Баха на Моцарта
- О 41-й симфонии Моцарта «Юпитер».
- Все великое искусство всегда готово помочь человечеству. Важно понять как оно нам необходимо!
10.07.11 - Мини-викторина: кто автор этой музыки? (звучали разные фрагменты Феликса Мендельсона (1809 – 1847)
из увертюры «Сон в летнюю ночь», написанной им в 17 лет).
- Об образовании Мендельсона, высказывания Гете о Мендельсоне.
- Об отношении к музыке Мендельсона в России
- О комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и подробно об увертюре, в т.ч. о «Свадебном марше».
17.07.11 - Размышления о том, что было в прошлом веке и куда мы идем в 21-м
(достижения 20 века: Кандинский, Малевич, Шагал, «Серебряный век» русской поэзии, Рахманинов и Скрябин…
Романы «Игра в бисер» и «Доктор Фаустас», «Мастер и Маргарита», Пастернак…)
- О Роберте Шекли. Прочитал его рассказ «Верный вопрос».
- О Д.Д.Шостаковиче (1906 – 1976). 1-й фортепианный концерт (1933г.) как и рассказ Шекли ставит
вопросы кто мы… (звучала первая часть). В нем – «бездна состояний и уйма эмоций»…
24.07.11 - Продолжение рассказа о 1-м фортепианном концерте Шостаковича. Характеристики частям концерта: «самая короткая в
мире» - третья часть, и «самый веселый финал». Чем отличается Шостакович от всех?
В связи с этим – что сказал Гайдн о молодом Бетховене (слишком много у него образов в единицу времени).
31.07.11 Ответы на вопросы слушателей:
- о «попсе» во времена Баха, Бетховена, Генделя и др. Как папа Моцарта «подправлял» музыку своего
маленького гения (исполнялась музыка, написанная Моцартом в 14 лет – простые, красивые мелодии из двух симфоний).
- об отношении к современной музыке, например, к Pink Floyd. О самом понятии «современная музыка».
О главной нашей проблеме – услышать все сказанное и ответить на все сказанное. Цитировал Циолковского о воздействии музыки на человека.
Привел пример «попсы» начала 19 века от Бетховена – музыка (пьеса «Победа Веллингтона или Битва при Виттории»), написанная им ради денег,
за которую получил 4 тыс. гульденов (очень много!)
7.08.11 Об источниках всех философских идей. О «Школе будущего».
О многогранности и бесконечности музыки.
- Представил Inguna Putnina, органистку церкви Торняканс (Рижская церковь Мартина Лютера, 1891,
орган фирмы Walcker (1983) и ее импровизации на органе.
- Моцарт в 16 лет написал 27 симфоний веселых и радостных, но в 17 с половиной лет
с ним неожиданно что-то случилось, написана первая «минорная» (малая соль-минорная симфония)

- краткие ответы на новые вопросы
4.09.11 Каждый из нас результат огромного количества встреч,
мы дети любви предыдущих поколений и от того как мы живем сейчас будет зависеть как
будут жить наши дети, внуки, правнуки, как будут жить через 1000 лет
- о праздновании Дня города в Москве, когда все перекрывается…
- о пианисте и дирижере Михаиле Плетневе (в программе звучит 1-й концерт Рахманинова (фрагмент),
1-й концерт Чайковского (фрагмент). Создал Российский национальный оркестр в 1990 г. когда ему было 33 года.
- королева Елизавета слушала Ойстраха до самой своей смерти
- о Сергее Ивановиче Танееве – русском православном композиторе.
Кантата «Иоанн де Москин» (на стихи А.К.Толстого), дирижер – Плетнев.
(о Танееве см.также передачу от 30.01.11)
11.09.11 - гений и талант. Высказывание Пушкина о Байроне (когда узнал о том,
что были уничтожены его дневники)
- о жизни Танеева. Продолжение кантаты С.Танеева «Иоанн де Москин»
- ответ на вопрос о режиссере Бонуэле (как увязать дар от Бога и богохульство с атеизмом в одной личности.
Когда Бог дарит он не требует ничего взамен…)
- почему гению так сложно жить в мире. Гений зависит только от Бога.
Гениальное восприятия – это совсем другое, это можно в себе воспитать, сформировать.
- о Плетневе (миниатюра «Экспромт» Чайковского)
- ответ на вопрос о Чайковском, отзывы слушателей
18.09.11 - ответы на два письма. О стихотворении Б.Л.Пастернака, посвященное Шопену.
Его предыстория, отправные точки: происшествие времен подавления польского восстания (1861-63гг.). и отклик на него
польского поэта Циприана Норведа в поэме «Фортепиано Шопена»;
а также поэма В.Хлебникова «Ночной обыск» (1921г.) о казни фортепиано)
- о виолончелисте Йо-Йо-Ма (концерт Вивальди, сыграно в стиле барокко; соната Шостаковича;
Тань Дунь (известный китайский композитор (род. 1957), «Вечный обет»). О его инструментах и пр. Играет
всю музыку мира, от Дворжака до музыки монгольских композиторов (на нобелевском концерте 2005г.)…
- ответы на вопросы (где вас встретило известие о смерти Шостаковича, о роли должности «министр культуры»
в разных странах)
25.09.11 продолжили слушать музыку в исполнении Йо-Йо-Ма. О его особом происхождении,
о родителях и детских годах, учебе. Делает аранжировки и переложения. Записи
переложения для виолончели хорала Баха «Иисус, ты моя радость», арию альта из «Страсти по Матфею»
(вместо голоса поет виолончель)
- Роль Мартина Лютера в протестантской церкви. Что такое хорал.
- о Праге.
- о А.Дворжаке – не только как великом славянском композиторе, но и как начинателе джазовой музыки.
- «Славянский танец» (переложение, Йо-Йо-Ма)
- Новый стиль в танго от аргентинского композитора Астора Пьяцолло (1921-1992).
2.10.11 о письмах слушателей. О Вагнере и фашизме (нельзя винить в ужасах войны). Об идее Иисуса.
- Правда искусства. О событиях в Литве 20-летней давности (13.01.91) и русской культуре.
- Дариус Мажинтас – молодой литовский пианист (пять частей из английской сюиты Баха (прелюдия, немецкий танец,
куранта, сарабанда и буре). Об истории сарабанды в Испании. Что означает «буре» по-французски.
- в перерыве - «Экспромт» Франца Шуберта
9.10.11 - повтор истории о Филе Голдинге (авторе книги «Классическая музыка»,
в которой 50 композиторов распределены по рангам)
- о Мендельсоне, о музыке без конфликтов. «Нет Бога кроме Баха, а Мендельсон пророк его».
1-й концерт для фортепиано с оркестром (написал и исполнял в 13 лет).
- «поцелуй и удар» и в чем заключался «удар» для Мендельсона: он, счастливый и удачный, отец 5 детей,
безответно влюбился в шведскую певицу Дженни Линд (этот факт 150 лет был тайной).
Скрипичный концерт Мендельсона написан под впечатлением ее отказа (в программе звучит в исп. малоизвестной
скрипачки Эмми Вербей).
16.10.11 несколько историй. Как захотел в 15 лет исполнить «На крыльях песни» Мендельсона-Ахрона,
подражая Хейфецу, и что потом произошло (записи в исп. Хейфеца и в оригинале – поет Виктория де Лос Анхелес).
- о Виктории де Лос Анхелес. Романс Грига на стихи Г.-Х.Андерсена «Люблю тебя». Дворжак «Цыганская песня». Кармен.
- «Идоменей» - первая опера Моцарта. Ненси Сторас (Nancy Storace) английская певица в творчестве
Моцарта и запретная любовь.
30.10.11 - о творчестве бразильца Эйтора Вилла-Лобоса. О традициях бразильской музыки. О создании Лобосом
системы музыкального образования в Бразилии
- Бразильская бахиана № 5, исп. Виктория де Лос Анхелес.
- Бразильская бахиана № 9.
6.11.11 - О риторике. «Семь свободных искусств» и избавление от рабства. Примеры искусства и не искусства.
Стихи «Птичка» Ф.Туманского и Пушкина. О разнице между красивым и прекрасным, о формуле красоты и красивости.
- Импровизация Г.Кускова (одного из зрителей Казиника на концерте в Н.Новгороде) на фортепиано.
- А.Мартинели «Реквием» (латыш, не профессиональный композитор, антромософ).
- О состоянии нашего общества, культуре и стиле речи и руччкого языка, о религии.
Как в советской школе учили английскому и др. высказывания в ответ на сообщения слушателей.
13.11.11 День рождения М.Казиника.
В программе участвуют гости: скрипичный мастер В.Супрун, скрипач-полистилист А.Чистяков, скрипач Б.Казиник.
- Эльгар «Салют любви», исп. Сара Янг.
- о скрипке, о великих скрипичных мастерах и их инструментах, секретах мастерства. Различные истории.
- мини-конкурс: сколько скрипок исполняют эту музыку Глиэра?
- каким образом музыкант может получить возможность сыграть на скрипке знаменитого мастера. О госколлекции
инструментов.
- Паганини, фрагмент из «Прекрасной мельничихи», исп. Чистяков.
- что означает термин «несущий» (инструмент).
- исполнили разные произведения для сравнения звучания разных скрипок.
- о скрипичном мастере Амиране Оганезове.
20.11.11 В программе участвуют В.Супрун и А.Чистяков,
Слушатели угадывали по звучанию, чья скрипка, одного итальянца или Супруна.
- о русских скрипках (Иван Батов).
- должен ли мастер уметь играть на скрипке?
- Брамс, второй венгерский танец, исп. Н.Мильштейн.
- вопросы, как учился скрипке Чистяков и т.п.
- Моцарт, «Менуэт», исп. дуэт Казиник - Чистяков.
- Паганини, фрагменты из «Капризов»; Бах, «Чакона», исп. Чистяков.
27.11.11 о Иоанне Гуммеле (1778-1837). «Мир должен быть радостным!» Пианист, композитор.
Ученик Гайдна и учитель Мендельсона…
- Гуммель, концерт для трубы с оркестром.
- Гуммель, концерт для фортепиано с оркестром.
4.12.11 - о вечности и бессмертии, о великом искусстве.
- Гуммель, концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (оркестровое вступление).
- о романе «Евгений Онегин» - не как «энциклопедии русской жизни», а как о радостной и веселой игре.
Подробное прочтение с комментариями. В перерывах – музыка Гуммеля.
- вопросы по поводу выборов в ГД и почему «нужно голосовать за Пушкина». О вечных идеях и высшем суде.
Мы – не читаем, а если «читаем, то не точно», не ТАК.
11.12.11 Продолжение разговора о романе «Евгений Онегин».
- о главенствующей роли культуры в возрождении современной России.
- есть несколько уровней великого произведения искусства: поверхностный, глубинный, сверхглубинный.
Как по разному Пушкин подходит к описанию смерти Ленского.
- почему Онегин не отменил дуэль?
- почему в романе ничего нет о Ленском, а есть собирательный образ поэта. Герой Ленского – фантомный образ.
Онегин же – реальный, живой персонаж.
В перерыве – музыка (Моцарт, К450).
Ответы на вопросы.
18.12.11 Продолжение разговора о романе «Евгений Онегин».
- 5-я строфа из первой главы в музыкальном сопровождении (композитор Лера Ауэрбах, прелюдии №1 и № 2)
- Ленский и музыка Леры Ауэрбах (прелюдия № 5). Прелюдия № 14. Почему Пушкин, характеризуя Ленского,
выбрал местом его учебы Гетингенский университет.
25.12.11 Рождественская передача.
- стихотворение Саши Черного о Рождестве.
- о музыке Арканджелло Корелли (1653 – 1713).
- Concerto Grosso
- о христианстве, волхвах, пасхе, убийстве и жалости и пр.
Comments 
27th-Jan-2016 02:16 pm (UTC)
Anonymous
СПАСИБО ВАМ ЗА ЭТОТ ПОСТ!!!
Сколько лет мучаюсь, сама делаю записи и все равно не нахожу свои самые любимые выпуски.
Спасибо!
27th-Jan-2016 06:09 pm (UTC)
Пожалуйста!
Кстати, недавно обнаружил на сайте М.К., что с декабря 2015 г. вновь стали выходить его передачи в привычное время...
This page was loaded Oct 16th 2019, 5:23 am GMT.